11:49

легкомысленный дилетант
Я не понимаю, почему Розанов боится смерти и одиночества, «великого solo», как он пишет? Почему многие — тогда — боялись? Я просто вспоминаю Федорова, тосковавшего по всеобщему братству людей и тоже боявшегося смерти. И тот, и другой — христиане, хоть и со своими извращениями традиционного христианства, как можно чувствовать себя одиноким, если есть Бог? Я не вижу у Розанова, чтобы Бог его оставлял, хотя, вообще, а был ли бог? Я не понимаю. Я думал, чувство одиночество только сейчас, в эпоху безбожия обострилось, хотя, может, причина в том, что они были одиноки в своем христианстве, да и опыт Нового религиозного сознания сказался? Мне кажется, или современных людей можно представить как смирившихся-несмирившихся? Несмирившиеся — потому что продолжают бороться со смертью и увяданием, смирившиеся — потому что это их, в общем-то, не страшит, так как страшна не смерть, а то, что до (это я так думаю). Может, дело в том, что у них было больше времени на размышления, но все равно недостаточно, так как до страха смерти они дошли, а до его преодоления нет? Столько вопросов)
Но Розанов так здорово передает свой страх смерти в формате кратких дневниковых заметок, что я, кажется, тоже прочувствовал, но не понял (и я щас не про рациональное понимание говорю).
Я думаю, что не боюсь смерти.

@темы: книжное

Комментарии
29.10.2012 в 12:35

это весело. в какой-то степени.
мне священник рассказывал, что он постоянно сомневается в существовании бога. типа здравый смысл никто не отменял. что он все время задается вопросом, а вдруг все эти молитвы напрасны и его никто не слышит. христиане живут в вечном страхе, что бога не существует, а они просто так сидят на коленях в пустой темной комнате и разговаривают с бесполезными иконками.
а смерти большинство боится и щас. я помню свои шуточки на похоронах - меня чуть там не запинали. стоит только вякнуть что-то о смерти, тут же начинают шипеть и затыкать уши. не понимаю, откуда такое. может людям есть что терять? может они напридумывали себе, за что держаться, чтобы не так страшно было жить? все-таки, если объективно, со страхом смерти легче смириться, чем со страхом жизни, присущим тем, кто не боится смерти.
29.10.2012 в 12:36

Может, одиночество тогда было полнее - когда нет не только людей, но и информационного шума нет, такого как сейчас. Сейчас мы может быть ужасно одиноки, но не обращать на это внимания, а тогда отвлечься было сложнее и тяжелее было не понять, что специально себя отвлекаешь.
29.10.2012 в 12:50

легкомысленный дилетант
Сейчас мы может быть ужасно одиноки, но не обращать на это внимания, а тогда отвлечься было сложнее и тяжелее было не понять, что специально себя отвлекаешь.
Вот да, да.
заморыш Седжал,
получается, у атеистов меньше поводов беспокоиться? они сидят себе на тезиса "Бога нет" и вроде как все окей, да?
я помню свои шуточки на похоронах
а кто умер?
со страхом смерти легче смириться, чем со страхом жизни, присущим тем, кто не боится смерти.
и это тоже да
может, неумение жить и отсутствие страха смерти связаны? то есть, очевидно, что они связаны, конечно)
29.10.2012 в 12:59

это весело. в какой-то степени.
Sssilitha, ну у атеистов тоже не все радужно. им, например, нельзя скинуть все свои неприятности на "волю божью" и тд. отсюда больше стрессов, самобичевания, когда как христианин сходит в церковь, искупит грехи и дальше радуется.
да дед умер.
я не согласен с тем, что страх полностью отсутствует. как ни крути, а умереть мы все боимся. и ты, и я, и Чак Норрис и все-все-все. если не самого факта смерти, то ее процесса или еще чего-то. поэтому мы все еще живы)
29.10.2012 в 13:05

легкомысленный дилетант
заморыш Седжал,
не бояться смерти и стремиться к ней — разные вещи же
я вот боли боюсь, не хотел бы умереть на столе вивсектора какого-нибудь. а если легко и безболезненно - то ок, я согласен хоть завтра.
еще боятся, так как процесс смерти сопряжен с болью, наверное.
хотя вот когда я читал, там, в основном, страх не то что смерти, а страх небытия, великого ничего и всего в этом духе.

Просто получается, что у атеистов проблемы психологические, а у верующих экзистенциальные, что, впрочем, не исключает, что и у атеистов могут быть экзистцениальные вопросы, вот
29.10.2012 в 13:20

это весело. в какой-то степени.
Sssilitha, просто я имел в виду, что если, допустим, на тебя на полной скорости будет нестись грузовик, вряд ли ты не предпримешь (пусть даже инстинктивной) попытки увернуться, отскочить, спрятаться, толкнуть вместо себя другого человека, тем самым избежав смертельного столкновения.
насчет легкой и безболезненной смерти - да. на великое ничего вообще срать с колокольни, даже, скорее интересно, чем страшно. вот тут непонятно, почему люди боятся - оч много таких людей. откуда растут ноги этого страха неизведанного, когда люди всегда отличались любознательностью и все что можно и нельзя уже изведали? вполне может оказаться, что великое ничего уже тоже кто-то открывал, но все там оказалось настолько страшно и ужасно, что его мигом закрыли и забыли от греха подальше, а ощущение ужаса осталось. или это христианский страх ответить за свои поступки - все люди лгут, воруют и уклоняются от налогов, но никто не хочет за это атата. ну я, короче, не знаю других объяснений, почему можно бояться быстрой и безболезненной смерти.
и христиане, и безбожники страдают одинаковыми проблемами, экзистенциальными, психологическими, сексуальным и прочее-прочее, просто объяснения и взгляды на эти проблемы у них разные - мне кэп передал))
29.10.2012 в 16:06

легкомысленный дилетант
Я просто рассматриваю щас как основополгающий критерий личности веру, поэтому получается, что проблемы разные: есть ли бог, страх его отсутствия и просто отсутствие такой проблемы вообще.